„то такое ERP?


ќтвет на вопрос «„то такое ERP?» уже давали и на «ападе, и у нас в –оссии. јвтор данной статьи попытаетс€ представить свою позицию по этому вопросу.

 ак многие наверн€ка успели заметить, рассматриваема€ в публикаци€х научного толка эволюци€ систем планировани€ потребности в ресурсах становитс€ видна в реальной жизни. ѕоследний из еЄ шагов (90-е гг.) известен под названием «ѕланирование ресурсов предпри€ти€» (Enterprise resource planning – ERP), более современный, чем MRPII (ѕланирование ресурсов производства). “ермин ERP, согласно APICS, означает «финансово ориентированную информационную систему дл€ определени€ и планировани€ ресурсов предпри€ти€, необходимых дл€ получени€, изготовлени€, отгрузки и учЄта заказов потребителей. —истема ERP отличаетс€ от типичной системы MRPII техническими характеристиками, такими как интерфейс пользовател€, рел€ционна€ база данных, использование €зыков четвЄртого поколени€ и программного инструментари€ дл€ разработки, архитектура клиент-сервер и переносимость на принципах открытых систем»[1]

“аким образом, APICS фокусирует всЄ внимание именно на ресурсной части управлени€. Ќо нельз€ забывать и о другом важном показателе ERP-системы.

 ак полагают другие исследователи проблематики во главе с  ристофером  оучем (Christopher Koch), самым важным в словосочетании «планирование ресурсов предпри€ти€» (ERP) €вл€ютс€ не «планирование», и не «ресурсы», а именно «предпри€тие» (Enterprise). ѕо мнению  . оуча, основна€ задача ERP-системы состоит в интеграции всех отделов в единую информационную систему, котора€ может удовлетворить всевозможные потребности каждого подразделени€ компании.[2] ѕостроение такой единой платформы, единовременно используемой финансовой службой, отделом кадров и кладовщиками, задача не сама€ тривиальна€. ќбычно в каждом отделе на предпри€тии есть сво€ компьютерна€ программа, выполн€юща€ именно те задачи, которые став€т перед ней пользователи. ERP-система объедин€ет эти программы в единое информационное поле, с тем, чтобы различные отделы могли с большим удобством делитьс€ информацией и передавать еЄ друг другу. “акой подход к интеграции приводит к достаточно быстрой окупаемости в случае, если ERP-система использует все свои возможности.

ƒавайте рассмотрим на конкретном примере выполнени€ заказа покупател€ как можно использовать ERP-систему, и как используютс€ обособленные компьютерные программы. ¬о втором случае, после того как потенциальный покупатель сделал за€вку на поставку ему, например, партии подшипников в количестве 300 штук, он вынужден ждать, пока за€вка не проделает долгий путь, преодолева€ не одну папку «вход€щие». Ёта за€вка вводитс€ в одну компьютерную систему, затем ещЄ в одну, затем распечатываетс€, затем еЄ рассматривают на этапе формировани€ плана производства (куда бы эту за€вку вставить), затем еЄ поспешно выполн€ют (так как подходит крайний срок поставки), измен€€ по ходу технологический процесс и т.д. — одной стороны, всЄ это может привести к задержкам в выполнении за€вок (иногда они просто тер€ютс€), а перенос из одной системы в другую может вызвать тривиальные ошибки при вводе данных, если за это ответственен человек и пр. — другой стороны, никто в компании не может дать стопроцентно точный ответ на вопрос – «в каком состо€нии находитс€ сейчас за€вка?», и всЄ потому, что, например, работник отдела сбыта не может зайти в складскую программу и узнать, отгружен товар или нет (об этом он узнает только вечером или вообще послезавтра. «¬ам придЄтс€ проехать или позвонить на склад» или «ѕодождите немного, € позвоню/схожу и всЄ уточню» (немного – это может быть и полчаса…), - вот что может услышать заказчик, так наде€вшийс€ получить свои подшипники воврем€, чтобы не сорвать свои сроки производства…ѕравда, мы здесь не хотим спорить, так как знаем, что поделив покупателей на VIP и не VIP можно, по выражению, одного заводского бухгалтера «спокойно дальше работать». Ќе знает он, отличный бухгалтер, с огромным опытом работы, что даже один невыполненный заказ, в котором была только одна деталь, один неудовлетворЄнный покупатель может увести от предпри€ти€ ѕя“№ клиентов, причЄм разного «калибра». ѕравильно, ему и не надо, дл€ бухгалтерии главное - спокойно работать, спокойно сдавать отчЄтность, жаль только, что этот бухгалтер сильно вли€ет на всех работников компании…

¬ернЄмс€ теперь к первому случаю. ѕри использовании ERP-системы обособленные компьютерные программы в финансовом отделе, бухгалтерии, отделе кадров, на производстве и на складах замен€ютс€ единой информационной системой, разбитой на функциональные модули, функционально несколько схожие с предыдущими компьютерными программами. ¬полне возможно ERP-система будет включать в себ€ и «старые» программы, но теперь они будут св€заны между собой на более глубоком уровне дл€ возможности получение сквозной информации. “еперь на вопрос работнику отдела продаж «в каком состо€нии находитс€ сейчас за€вка?», будет дан моментальный вразумительный ответ.

ѕравда здесь можно поспорить о том, что же тогда – если у мен€ один менеджер (он же кладовщик) «видит» склад в простенькой складской программе – он работает в ERP-системе? »ли – «а у мен€ менеджер может дать моментально ответ, что есть на складе, и чего нет! »наче он бы у мен€ не работал!» Ёто похвально, не спорим. Ќо это – не ERP-система. ¬озвраща€сь к началу нашего разговора о том, что же такое ERP, скорее мы приходим к выводу о том, что это – прежде всего планирование ресурсов и единое информационное пространство на предпри€тии.

“аким образом, можно утверждать, что ERP-система – это такой комплекс программный средств и управленческих решений, который позвол€ет в необходимые сроки с максимальной точностью выполнить заказ потребител€, путЄм правильного планировани€, перераспределени€ и направлени€ всех ресурсов предпри€ти€.

1. Cox, James F., III, John H.Blackstone, and Michael S. Spencer, eds. APICS Dictionary, 8th ed., Falls Church, VA: APICS – The Educational Society for Resource Management, 1995.
2. по материалам www.cio.com

 

ƒобавлено: 22.01.7500


Ђ Ќазад

© 1998 — 2021 Millennium Group. Все права защищены.