Как внедрение ERP-системы повлияет на бизнес?


Ценность ERP-системы очевидна при анализе бизнес-процессов работы с клиентом – оптимизируется весь процесс от заявки, производства и до поставки заказанных товаров. ERP-система относится к так называемым “back-office” приложениям. В ней не решаются вопросы непосредственного взаимоотношения с клиентом (хотя сейчас всё чаще и чаще встречаются либо внедрения, где успешно интегрируются ERP-система и CRM-приложение * стороннего разработчика, либо внедрения ERP-систем, в составе которых есть функциональность CRM). ERP-система позволяет анализировать заказ покупателя, предоставляя пользователю информацию о вариантах его выполнения. После того, как менеджер отдела продаж вводит заявку покупателя, ERP-система предоставляет пользователю весь объем необходимой информации, чтобы принять решение о данном заказе. Например максимальный объём кредита покупателю, его история заказов из финансового блока, количество заказываемого товара на складах из складского модуля, а также маршрутные листы отдела доставки. В результате менеджер уже на этапе оформления заявки может оперировать всей информацией по данному покупателю (оперируя историей контактов с ним), по данному товару (используя информацию о плановых остатках на складах, остатках на складах ГП).

Сотрудники предприятия каждого их отделов работают на основании одной и той же заявки, составляя договоры с покупателем, выставляя счета на оплату, фиксируя приход денежных средств, составляя план производства, анализируя фактическую себестоимость и т.д. ERP-система предоставляет механизм управления потоками работ посредством которого появляется возможность анализировать факты невыполнения плана и выявлять их причины. Всё это позволяет значительно снизить трудовые, временные издержки, повысить эффективность принятия решения, работать с большим количеством клиентов, более эффективно планировать производство. Таким образом, клиент получает заказанный товар в указанный срок, предприятие получает удовлетворённого клиента. И это не единственная сфера применения ERP-системы. Её функциональность связана и используется и в других основных бизнес-процессах организации, например в учёте рабочего времени, расчёте и выдаче заработной платы, в цеховом планировании, бюджетировании, анализе деятельности предприятия и т.д.

Вот к чему стремятся при внедрении ERP-системы. Хотя в реальной жизни не всё так просто. Вернёмся на время к рассмотренным ранее папкам «входящие» (см Часть 1. Что такое ERP?). Описанный процесс может и не был эффективным, но зато он был «прост». Бухгалтерия занималась своим делом, кладовщики – своим, никто никого не трогал, все работали, или делали вид, что работали, и если что и шло не так за пределами отдела, его сотрудников эта проблема не касалась.

При использовании ERP-системы, менеджер отдела продаж уже не просто оператор, вводящий в редактор Ф.И.О. клиента в компьютер и нажимающие кнопку «enter». Пользователь ERP-системы активно вносит информацию в систему с одной стороны, с другой – активно использует информацию, предоставляемую ему системой. Менеджер видит и регулирует уровень кредитования покупателя (при наличии соответствующих прав доступа), доступный ему из данных финансового отдела, и видит остаток на складе, доступный ему из складского модуля. Заплатит ли вовремя клиент? Сможет ли предприятие вовремя отгрузить продукцию? Это решения, которые менеджер никогда не должен был принимать ранее, а теперь от них зависит все предприятие. Правда успешность бизнеса не зависит от внедрения системы и одного человека (менеджера), работающего с системой. Задействуются все отделы предприятия. Кладовщики, до этого использовавшие амбарные книги для фиксирования прихода и списания, теперь должны вносить информацию в реальном режиме времени в систему. Не имея реальных данных со склада ГП, находящегося в другом здании / на другом конце завода, менеджер не сможет принять правильное решение – на вопрос «Есть ли возможность отгрузить 30 тонн металла уже сегодня?», менеджеру придётся говорить что-нибудь об отчёте, который придёт со склада только завтра, или как мы уже говорили, бегать по предприятию и выяснять где лежит металл. С внедрением ERP-системы повышается не только эффективность принятия решений. Эти решения напрямую зависят от ответственности, дисциплинированности работников, своевременно и правильно вносящих изменения в систему. Таким образом, ERP-система заставляет человека менять привычный способ выполнения должностных обязанностей. А это не всегда «по душе» – зачем менять проверенное годами и «прошедшее годы кризиса предприятия». Обычные слова конечного пользователя, который не всегда видит ценность изменений подходов к работе. Главное, чтобы ему было хорошо!

Вот почему ценность ERP-системы для конечного пользователя не так очевидна. Роль программного обеспечения не так важна, как важны изменения, через которые проходит предприятие в ходе внедрения.

Если руководство решается на внедрение ERP-системы для оптимизации работы с заказами, снижения себестоимости, снижения трудоемкости и повышения рентабельности, и при этом оптимизирует бизнес-процессы предприятия с использованием программного комплекса, - такое внедрение принесёт плоды.

Если ERP-система внедряется без изменения бизнес-процессов, руководство просто не получит никакого эффекта, просто программное обеспечение, дорогое, установленное на сотне рабочих мест. Более того, заставляя сотрудников предприятия вводить данные в систему, руководство тем самым спровоцирует замедление всех бизнес-процессов. Невозможно изменив внешнюю составляющую, добиться автоматического изменения внутренней сущности. Схема бизнеса останется такой же, какой была, просто средство будет другое, не подходящее под такой способ бизнеса. Потому и проводится инжиниринг на предприятиях, длящийся не один месяц, в ходе которого вырабатывается новая методология бизнес-процессов, новые схемы и методы работы в рамках ERP-системы.

* CRM – customer relationship management – управление взаимоотношениями с клиентами.

1. Cox, James F., III, John H.Blackstone, and Michael S. Spencer, eds. APICS Dictionary, 8th ed., Falls Church, VA: APICS - The Educational Society for Resource Management, 1995.
2. по материалам www.cio.com

Добавлено: 21.06.7500


« Назад

© 1998 — 2023  Все права защищены.