ак внедрение ERP-системы повли€ет на бизнес?


÷енность ERP-системы очевидна при анализе бизнес-процессов работы с клиентом – оптимизируетс€ весь процесс от за€вки, производства и до поставки заказанных товаров. ERP-система относитс€ к так называемым “back-office” приложени€м. ¬ ней не решаютс€ вопросы непосредственного взаимоотношени€ с клиентом (хот€ сейчас всЄ чаще и чаще встречаютс€ либо внедрени€, где успешно интегрируютс€ ERP-система и CRM-приложение * стороннего разработчика, либо внедрени€ ERP-систем, в составе которых есть функциональность CRM). ERP-система позвол€ет анализировать заказ покупател€, предоставл€€ пользователю информацию о вариантах его выполнени€. ѕосле того, как менеджер отдела продаж вводит за€вку покупател€, ERP-система предоставл€ет пользователю весь объем необходимой информации, чтобы прин€ть решение о данном заказе. Ќапример максимальный объЄм кредита покупателю, его истори€ заказов из финансового блока, количество заказываемого товара на складах из складского модул€, а также маршрутные листы отдела доставки. ¬ результате менеджер уже на этапе оформлени€ за€вки может оперировать всей информацией по данному покупателю (опериру€ историей контактов с ним), по данному товару (использу€ информацию о плановых остатках на складах, остатках на складах √ѕ).

—отрудники предпри€ти€ каждого их отделов работают на основании одной и той же за€вки, составл€€ договоры с покупателем, выставл€€ счета на оплату, фиксиру€ приход денежных средств, составл€€ план производства, анализиру€ фактическую себестоимость и т.д. ERP-система предоставл€ет механизм управлени€ потоками работ посредством которого по€вл€етс€ возможность анализировать факты невыполнени€ плана и вы€вл€ть их причины. ¬сЄ это позвол€ет значительно снизить трудовые, временные издержки, повысить эффективность прин€ти€ решени€, работать с большим количеством клиентов, более эффективно планировать производство. “аким образом, клиент получает заказанный товар в указанный срок, предпри€тие получает удовлетворЄнного клиента. » это не единственна€ сфера применени€ ERP-системы. ≈Є функциональность св€зана и используетс€ и в других основных бизнес-процессах организации, например в учЄте рабочего времени, расчЄте и выдаче заработной платы, в цеховом планировании, бюджетировании, анализе де€тельности предпри€ти€ и т.д.

¬от к чему стрем€тс€ при внедрении ERP-системы. ’от€ в реальной жизни не всЄ так просто. ¬ернЄмс€ на врем€ к рассмотренным ранее папкам «вход€щие» (см „асть 1. „то такое ERP?). ќписанный процесс может и не был эффективным, но зато он был «прост». Ѕухгалтери€ занималась своим делом, кладовщики – своим, никто никого не трогал, все работали, или делали вид, что работали, и если что и шло не так за пределами отдела, его сотрудников эта проблема не касалась.

ѕри использовании ERP-системы, менеджер отдела продаж уже не просто оператор, ввод€щий в редактор ‘.».ќ. клиента в компьютер и нажимающие кнопку «enter». ѕользователь ERP-системы активно вносит информацию в систему с одной стороны, с другой – активно использует информацию, предоставл€емую ему системой. ћенеджер видит и регулирует уровень кредитовани€ покупател€ (при наличии соответствующих прав доступа), доступный ему из данных финансового отдела, и видит остаток на складе, доступный ему из складского модул€. «аплатит ли воврем€ клиент? —может ли предпри€тие воврем€ отгрузить продукцию? Ёто решени€, которые менеджер никогда не должен был принимать ранее, а теперь от них зависит все предпри€тие. ѕравда успешность бизнеса не зависит от внедрени€ системы и одного человека (менеджера), работающего с системой. «адействуютс€ все отделы предпри€ти€.  ладовщики, до этого использовавшие амбарные книги дл€ фиксировани€ прихода и списани€, теперь должны вносить информацию в реальном режиме времени в систему. Ќе име€ реальных данных со склада √ѕ, наход€щегос€ в другом здании / на другом конце завода, менеджер не сможет прин€ть правильное решение – на вопрос «≈сть ли возможность отгрузить 30 тонн металла уже сегодн€?», менеджеру придЄтс€ говорить что-нибудь об отчЄте, который придЄт со склада только завтра, или как мы уже говорили, бегать по предпри€тию и вы€сн€ть где лежит металл. — внедрением ERP-системы повышаетс€ не только эффективность прин€ти€ решений. Ёти решени€ напр€мую завис€т от ответственности, дисциплинированности работников, своевременно и правильно внос€щих изменени€ в систему. “аким образом, ERP-система заставл€ет человека мен€ть привычный способ выполнени€ должностных об€занностей. ј это не всегда «по душе» – зачем мен€ть проверенное годами и «прошедшее годы кризиса предпри€ти€». ќбычные слова конечного пользовател€, который не всегда видит ценность изменений подходов к работе. √лавное, чтобы ему было хорошо!

¬от почему ценность ERP-системы дл€ конечного пользовател€ не так очевидна. –оль программного обеспечени€ не так важна, как важны изменени€, через которые проходит предпри€тие в ходе внедрени€.

≈сли руководство решаетс€ на внедрение ERP-системы дл€ оптимизации работы с заказами, снижени€ себестоимости, снижени€ трудоемкости и повышени€ рентабельности, и при этом оптимизирует бизнес-процессы предпри€ти€ с использованием программного комплекса, - такое внедрение принесЄт плоды.

≈сли ERP-система внедр€етс€ без изменени€ бизнес-процессов, руководство просто не получит никакого эффекта, просто программное обеспечение, дорогое, установленное на сотне рабочих мест. Ѕолее того, заставл€€ сотрудников предпри€ти€ вводить данные в систему, руководство тем самым спровоцирует замедление всех бизнес-процессов. Ќевозможно изменив внешнюю составл€ющую, добитьс€ автоматического изменени€ внутренней сущности. —хема бизнеса останетс€ такой же, какой была, просто средство будет другое, не подход€щее под такой способ бизнеса. ѕотому и проводитс€ инжиниринг на предпри€ти€х, дл€щийс€ не один мес€ц, в ходе которого вырабатываетс€ нова€ методологи€ бизнес-процессов, новые схемы и методы работы в рамках ERP-системы.

* CRM – customer relationship management – управление взаимоотношени€ми с клиентами.

1. Cox, James F., III, John H.Blackstone, and Michael S. Spencer, eds. APICS Dictionary, 8th ed., Falls Church, VA: APICS - The Educational Society for Resource Management, 1995.
2. по материалам www.cio.com

ƒобавлено: 22.01.7500


Ђ Ќазад

© 1998 — 2021 Millennium Group. Все права защищены.